Предыдущая страница Главная Следующая страница

РАЗДЕЛ V.

СОГЛАСОВАНИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ АУП.

 

1. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ АУП С ОРГАНАМИ ГОСПОЖНАДЗОРА.

 

1.1.        Рассмотрение и согласование с органами Госпожнадзора отступлений от норм проектирования и проектных решений АУП, на которые отсутствуют нормы проектирования, должно осуществляться в порядке, установленном НПБ 03-93, при наличии рекомендаций или заключения специализированной научно-исследовательской организации по указанному отступлению.

1.2.  С органами Государственного пожарного надзора согласовываются:

      проектные решения в проектно-сметной документации на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы проектирования, утвержденные в установленном порядке;

      обоснованные отступления от противопожарных требований действующих норм проектирования;

      изменения ранее согласованных проектных решений, возникающие в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

1.3.        Право согласовывать проектно-сметную документацию в органах Государственного пожарного надзора предоставлено:

      Главному управлению Государственной противопожарной службы МЧС России (высший орган);

      Управлениям (отделам) Государственной противопожарной службы МЧС России;

      подразделениям и иным органам управления Государственной противопожарной службы (местные органы).

1.4.  В компетенцию высшего органа Государственного пожарного надзора Российской Федерации входит согласование проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, и отступлений от норм проектирования в проектно-сметной документации объектов, сооружаемых по иностранным лицензиям, на основе соглашений и контрактов с иностранными фирмами в различных регионах страны.

1.5.  В компетенцию территориальных органов Государственного пожарного надзора Российской Федерации входит согласование проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, отступлений от норм проектирования в проектах, разрабатываемых для соответствующей республики, края, области, автономного образования, города, а также в типовых проектах, разрабатываемых или распространяемых проектными организациями, расположенными на обслуживаемой территории.

1.6.  Компетенция местных органов Государственного пожарного надзора Российской Федерации устанавливается территориальным органом Государственного пожарного надзора.

1.7.  Рассмотрение вопросов, связанных с согласованием проектных решений, на которые отсутствуют нормы проектирования, отступлений от норм проектирования, органами Государственного пожарного надзора производится на основании представления заказчиком подготовленной генеральным проектировщиком необходимой документации (обоснований, расчетов, чертежей, схем и инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасной эксплуатации объекта и безопасности людей, в том числе дополнительных мероприятий, компенсирующих отступления от норм).

1.8.  Согласование должно производиться до утверждения проектно-сметной документации.

1.9.  Согласование с органами Государственного пожарного надзора производится в одной инстанции в срок до 15 дней. По проектам, на которые отсутствуют нормы проектирования или по которым требуется проработка отдельных технических вопросов с участием специалистов предприятий и учреждений, срок согласования по решению председателя экспертного совета может быть продлен до 30 дней.

1.10. По выявленным государственным инспектором отступлениям и нарушениям требований пожарной безопасности в проектно-сметной документации генеральному проектировщику (проектировщику) вручается предписание. При необходимости копия предписания для сведения направляется заказчику,  генеральному подрядчику и  в вышестоящий орган управления ГПС.

Государственные инспекторы при рассмотрении проект­ной документации не должны делать какие-либо записи и ста­вить штампы на технической документации проекта. Заключе­ние о соответствии представленной на рассмотрение проект­ной документации требованиям пожарной безопасности оформляется в письменном виде.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ АУП.

2.1. При экспертизе проектов или обследовании смонти­рованной АУП целесообразно использовать таблицу, в кото­рую необходимо внести проверяемые технические решения по форме, представленной в табл. V.2.I.

Таблица   V.2.1

Данные экспертизы соответствия принятых технических решений АУП нормативным документам

 

Проверяемое техническое решение

Предусмотрено проектом

Требуется по нормам (НПБ, ГОСТ, СНиП, ОСТ,

рекомендациям и другим нормативным документам)

Вывод

 

 

 

 

2.2. При экспертизе проектных материалов для АУП проверке подлежат следующие позиции:

1)   соответствие технического задания и технического проекта требованиям НПБ 88-2001, ГОСТ 12.3.046, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 14202, ГОСТ Р 50680, ГОСТ Р 50800, СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.04.02-84*, РД 25.952-90, РД 25.953-90, рекомендациям Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС), ФГУ ВНИИПО и другим документам, утвержденным в установленном порядке;

2)   соответствие принятой в задании на проектирование группы помещений по степени пожарной опасности требованиям НПБ 105-95. Проверку соответствия необходимо осуществлять по методам, изложенным в Пособии [34];

3)   соответствие типа автоматического пуска установки особенностям пожарной опасности и объемно-планировочным Решениям защищаемого помещения. Тросовый пуск или пуск от термочувствительных нитей целесообразен в небольших по

объему помещениях (до 120 м3), в том числе с производствами категорий А и Б, в которых возможно быстрое нарастание температуры при пожаре. В пожаровзрывоопасных помещени­ях больших объемов с производствами категорий А и Б допус­кается только пневматический пуск, гидропуск или пуск от термочувствительных нитей (электропуск возможен, если по­жарные извещатели имеют взрывозащищенное исполнение, а линии связи проложены в соответствии с требованиями ПУЭ). Если помещение характеризуется повышенной пожар­ной опасностью и возможностью быстрого обьемного развития пожара, применяются системы с электрическим пуском. Во взрывоопасных помещениях больших объемов целесообразно применять пневмо- или гидропуск либо пуск от термочувстви­тельных нитей. Эти виды пуска используются и в других по­мещениях, в которых для питания системы пуска отсутствуют резервные электрофидеры;

4)   правильность выбора вида пожарной автоматики в зависимости от категории возможного пожара (УПС или АПС — при продолжительности свободного развития пожара τсв > 10 мин, АУП — при τ cв ≤ 10 мин);

5)   правильность выбора типа установки для данного объекта в зависимости от характера развития возможного пожара, объемно-планировочных решений защищаемого помещения, категории по пожарной опасности," определяющего признака пожара и условий производственной среды (водозаполненная или воздушная спринклерная либо дренчерная, пенная поверхностного или объемного тушения);

6)   соответствие расчетных показателей надежности для установки в целом (вероятности безотказного срабатывания, коэффициента готовности или оперативной готовности, коэффициента технического использования) нормативным значениям и требованиям, заданным в ТЗ;

7)   соответствие инерционности установки особенностям пожарной опасности защищаемого помещения. В помещениях с производствами категорий А и Б должны использоваться установки со временем срабатывания не более 30 с; в помещениях с производством категории В допускается использовать установки со временем срабатывания до 3 мин;

8) наличие в спецификации АУП ЗИПов на узлы управления, насосные установки и т. п., а также резерва и запаса огнетушащего вещества;

9)     соответствие исполнения узлов и элементов АУП (сигнальные клапаны с электроприводом и электрозатворы, сигнализаторы давления и потока жидкости, электроконтактные манометры и т. п.) категории производства;

10) соответствие требованиям ПУЭ проектных решений по устройству защитного заземления (зануления);

11) соответствие принятого в проекте огнетушащего средства и способа его подачи в защищаемое помещение характеру обращающихся в помещении горючих; совместимость воды, водных или пенных растворов и эффективность тушения горючих веществ, имеющихся в защищаемой зоне (например, спирты, ацетон и органические вещества тушатся пеной на основе специального пенообразователя; твердые, волокнистые и сыпучие материалы, химически не взаимодействующие с во­
дой, — разбрызгиваемой водой или разбрызгиваемой водой со смачивателем; хлопок и другие волокнистые материалы — разбрызгиваемой водой со смачивателем);

12) соответствие размещения оросителей или генераторов пены конструктивно-планировочным решениям защищаемого помещения;

13) соответствие выбранных типов оросителей или генераторов пены расстоянию между ними, монтажному положению и требуемым нормам по интенсивности орошения или удельному расходу; 

14)  расчетное значение интенсивности орошения или удельного расхода в "диктующем" оросителе с картой орошения при соответствующем давлении, монтажном положении, высоте установки и расстоянии между оросителями или генераторами пены;

15)  обеспечение равномерности распределения ОТВ (по объему, площади, высоте защищаемого объекта);

16)  соответствие принятого количества огнетушащего средства заданным параметрам тушения (интенсивности орошения или удельному расходу и нормативному времени тушения); правильность предусмотренного запаса (резерва) огнетушащего средства: в установках пенного пожаротушения внутри зданий — 100%-ный запас и резерв пенообразователя; в пен­ных установках для защиты резервуаров с углеводородным го­рючим — трехкратный запас пенообразователя; в водяных спринклерных и дренчерных установках, питающихся от ре­зервуаров, запас воды принимают из условия подачи расчет­ного расхода в течение 30-60 мин (в зависимости от группы помещений по степени опасности развития пожара);

17)  правильность трассировки трубопроводов для подачи огнетушащего средства, трубопроводов водяной или пневматической побудительной сети и электрических линий связи;

18)  правильность выбора количества и условий размещения узлов управления и щитов управления;

19)  правильность определения расчетного расхода воды или раствора пенообразователя, а также соответствие подачи и давления (напора) насоса расчетному расходу и требуемому давлению;

20)  правильность расчета диаметров питающих и распределительных трубопроводов;

21)  обеспечение выполнения команд и выдачи сигналов электроуправления в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009 и НПБ 88-2001;

22)  высота защищаемых помещений (не должна превышать 20 м);

23)  соответствие типа спринклерной установки (водозаполненная или воздушная) температуре воздуха в защищаемом помещении;

24)  соответствие выбранных огнетушащих средств особенностям развития пожара, обусловленным характером горения веществ, особенностям технологического процесса, конструктивного и объемно-планировочного решений помещения;

25)  огнетушащее вещество, принятое для применения в АУП, должно:

• обладать эффективностью тушения горючих веществ, имеющихся на объекте (например, спирты, ацетон и органиче­ские вещества тушат пенным раствором на основе специаль­ного пенообразователя; твердые, волокнистые и сыпучие мате­риалы, химически не взаимодействующие с водой, — водой или водой со смачивателями и т. д.); 

       иметь совместимость с материалами и оборудованием (в том числе электрооборудованием) защищаемого объекта и быть безопасным для них;

       быть безопасным для персонала защищаемого объекта с учетом условий применения ОТВ и возможности эвакуации персонала;

       соответствовать требованиям охраны окружающей среды; 

26)  огнетушащие и физические свойства добавок к воде или пенообразователя, которые позволяют их хранить и обеспечивать эффективное применение в диапазоне температур эксплуатации объекта в течение срока службы соответствующего средства пожаротушения;

27)  соответствие' расчетного времени подачи огнетушащих средств в очаг пожара нормативным значениям в зависимости от вида огнетушащего средства и характеристики защищаемого помещения. Нормативное время подачи воды при поверхностном тушении внутри зданий — 30-60 мин (в зависимости от степени опасности развития пожара), а пенного раствора при тушении резервуаров — 10 мин, при объемном тушении огнеопасных жидкостей - 15 мин, твердых материа­
лов — 25 мин;

28)   правильность гидравлического расчета установок проверяется по методам, описанным в разделе IV;

29)   запланированный объем раствора пенообразователя в резервуарах (в установках с заранее приготовленным раствором) из условия обеспечения подачи расчетного расхода на один пожар в течение расчетного времени тушения;

30)   соответствие метода тушения (обьемный, поверхностный, локальный или комбинированный) особенностям технологии производства (при пожаре на нескольких аппаратах возможно локальное тушение или затопление пеной поверх аппаратов и т. п.), а также соответствие метода тушения объемно-планировочному  решению   защищаемого   помещения (объемное тушение высокократной пеной — при объеме помещения до 3000 м3, кроме кабельных туннелей, для которых
объем не должен превышать 1300 м3);

31)   соответствие питания электрических приемников АУП 1-й категории по ПУЭ (от двух независимых фидеров);

Предыдущая страница Главная Следующая страница



Hosted by uCoz