ГЛАВА 9
Организационно - правовые вопросы установки домофонов в подъездах жилых домов
В 9-й главе рассмотрен вопрос об организации работ по установке домофонов в подъездах жилых домов на примере решения в г. Москве. Изложены основные положения Распоряжения Премьера Правительства Москвы №872-РПот 12 августа 1997 года "О наведении порядка в подъездах жилых домов в свете реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства", "Порядок организации работ по установке и обслуживанию автоматических запирающих устройств, домофонов".
Принятым в августе 1997 г. постановлением Правительства Москвы "О наведении порядка в подъездах жилых домов в свете реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства" определен порядок организации работ по установке и обслуживанию автоматических запирающих устройств, домофонов, при котором 20 % стоимости работ по инженерной защите подъездов жилых домов оплачивается местными органами власти из бюджета, а 80 % расходов - долевым участием жителей на добровольной основе.
На содержание дежурного по подъезду (консьержа) возмещаются расходы в объеме 30 % за счет муниципалитетов и 70 % за счет жильцов.
Порядок распределения дотации - выплачивать всем одинаково или оплачивать наиболее малоимущим и по каким критериям - определяется местными органами самоуправления.
Согласно указанному постановлению, вопрос об установке и обслуживании в доме (подъезде) запирающего устройства или домофона должен решаться на собрании жильцов этого дома (подъезда). Организацией собрания занимается жилищное предприятие (ДЭЗ, ЖК, ЖСК, Товарищество), на балансе и в управлении которого находится данное строение. Решение собрания оформляется протоколом с приложением поквартирного списка жильцов.
Решение о монтаже средств инженерной защиты дома за счет жильцов дома принимается, если за него проголосовало не менее 80 % от общего количества жильцов дома (подъезда).
В случае положительного решения о монтаже определяется порядок распределения оплаты между жильцами (по количеству проживающих или с каждой квартиры).
Если отдельные жильцы отказываются принимать участие в оплате работ по восстановлению и установке запирающих устройств, или домофонов, или услуг по из эксплуатации, то должен быть определен порядок возмещения убытков за счет прочих жильцов или за счет органов местной власти.
При недостижении жильцами дома общего согласия, запирающие устройства или домофоны не устанавливаются.
Для облегчения организационных вопросов (сбора денег с жильцов) многие компании - установщики систем инженерной защиты производят поэтапное внедрение системы. Вначале устанавливают металлическую дверь (и, в случае необходимости, защитные решетки), оборудованную запирающим устройством и блоком вызова, работающим в режиме кодового замка. Для выполнения этих работ используется дотация местных органов самоуправления. Затем, за отдельную плату с желающих жильцов, система дооборудовывается замковым устройством и поставляются спецключи (для жильцов, не оплативших спецключи и замковое устройство, остается возможность пользоваться кодовым замком). И на последнем этапе, по заявкам из каждой квартиры, производится поквартирная разводка для подключения абонентских устройств и установка самих абонентских устройств с теми функциональными и сервисными возможностями, которые закажут жильцы индивидуально.
Использование источников резервированного питания, предлагаемое некоторыми поставщиками аудиодомофонных систем, бесполезно, так как при использовании электромагнитного замка в качестве запирающего устройства проблема разблокировки входной двери при аварии питания решается автоматически, а удерживать дверь дома (подъезда) закрытой при аварийной ситуации не имеет смысла.
Примерные затраты на оборудование домофонами домов массовой застройки (в ценах 2003 г.) составляют 700 руб. на квартиру со стандартным набором функциональных возможностей: (подача сигнала вызова в квартиру, двухсторонняя аудио связь абонент-посетитель, дистанционной (из квартиры) разблокировки запирающего устройства входной двери).
Стоимость широко применяемых специальных ключей для открывания запирающего устройства жильцами дома колеблется от 10 до 35 руб. за ключ (от резистивного до "электронной таблетки").
Абонентское устройство с установкой стоит от 150 до 400 руб.
Оптимальным запирающим устройством для установки на подъездную дверь в российских условиях являются электромагнитные замки, как наиболее вандалозащищенные, морозоустойчивые и не требующие обслуживания. Стоимость замка в зависимости от усилия на разрыв от 800 до 1800 руб.
Обязательным условием надежной работы запирающего дверного устройства является использование дверных доводчиков. Стоимость доводчиков в зависимости от наличия различных возможностей (регулирование скорости, "прихлоп"), веса закрываемой двери, конструктивного исполнения, составляет от 500 до 3000 руб.
При установке защитных инженерных систем в элитных домах, где требуется улучшенный дизайн, расширение функциональных возможностей, затраты возрастают на 30-40 %.
Наибольший эффект может быть достигнут, если установку домофонов совместить с оборудованием жилища охранной и тревожной сигнализацией и мероприятиями по техническим укреплением квартир, оснащением входных дверей специальными дверными цепочками, глазками и т. д.
При организации стационарного поста дежурного в подъезде имеет смысл установка системы видеоконтроля, объединенной с домофоном. Стоимость системы видеоконтроля составляет порядка 2000 руб.
Для обеспечения оперативного реагирования дежурным по подъезду (консьержем) на складывающуюся криминогенную ситуацию, пост должен быть оборудован "тревожной кнопкой" для вызова группы задержания вневедомственной охраны. Стоимость обслуживания подразделениями вневедомственной охраны определяется договорным соглашением.
Городская дотация на установку домофонов и решение о сплошной укрепленности подъездов вызвало прилив в эту нишу рынка оказания услуг населению большого количества новых компаний.
Предлагаемые этими компаниями услуги по оснащению домофонами без учета всего комплекса проблем инженерной оснащенности зданий, выполняемые низкоквалифицированным персоналом, являются причиной претензий от служб телефонной связи и радиоконтроля, крайне низкой надежности установленных домофонов. Наряду с этим, мелкие компании часто перепрофилируются, распадаются, не обеспечивая тем самым поддержание установленных домофонов в работоспособном состоянии.
Отсутствие единой с органами внутренних дел политики охраны, а также отсутствие взаимодействия с техническими средствами охранной и пожарной сигнализации, приводит к нерациональному использованию ресурсов и к невыполнению задач предупреждения правонарушений и обеспечения безопасности жилья. Поэтому для упорядочивания работ по укрепленности подъездов жилых домов при муниципалитетах создаются конкурсные комиссии с привлечением специалистов, призванные произвести отбор типов домофонов и фирм-установщиков, учитывая стабильность работы фирм, наличие отзывов о работе, наличие лицензии на проведение электромонтажных работ в жилых домах, условиях выполнения работ, обеспечение послегарантийного обслуживания установленного оборудования, стоимостные показатели услуг фирмы.
Особое внимание требуется обратить на наличие сертификатов соответствия устанавливаемого оборудования требованиям по электробезопасности (гарантирующим безопасное пользование домофонами для детей, с мокрыми руками, при возможном частичном разрушении конструкции из-за актов вандализма и т.д.), электромагнитной совместимости (для того, чтобы устанавливаемое оборудование не вызывало помех телевизионному приему, телефонной связи и радиовещанию), пожарной безопасности (для исключения случаев возгорания в жилых домах при использовании аппаратуры, питающийся от силовой сети и работающей круглосуточно без присмотра).
Необходимо и наличие гигиенического и токсико-гигиенического сертификата на используемые материалы, для исключения случаев применения материалов при облицовке укрепленных дверей, установки защитных решеток, деталей домофонов (клавиатуры, абонентских устройств, устанавливаемых в квартирах), способных негативно воздействовать на жильцов.
Для обеспечения преемственности устанавливаемого впоследствии оборудования (систем видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации), возможности ремонта силами иных фирм, чем фирма-установщик, необходимо требовать от фирм-установщиков при решении вопроса об установке инженерных систем (домофонов, кодовых замков) передачи копий полной технической документации ответственным по подъезду, в правление жилтовариществ или в технические службы местного самоуправления.