ВВЕДЕНИЕ
В данной главе определены место и роль аудиодомофонов в средствах инженерной защиты жилых и служебных помещений. Приведена краткая историческая справка о развитии данного вида технических средств защиты.
Ушли в прошлое времена, когда не только двери подъездов, но и входные двери в наши квартиры часто не запирались. Сегодняшняя действительность заставляет нас делать из своих домов неприступные крепости, причем не в переносном, а в самом прямом смысле слова, на преодоление которых надо затратить немалые физические усилия.
Сомнений нет, проблема защиты подъездов жилых домов вызвана необходимостью оградить свое жилище от проникновения криминальных элементов, и не только от них. К сожалению, наши подъезды тоже нуждаются в защите не меньше, чем квартиры, потому что в большинстве домов стены лестничной клетки и лифта представляют собой образчики наскальной живописи, по остаткам которой наши потомки через много веков будут изучать историю XXI века. Оставим в стороне вопрос о том, какие неразрешимые задачи им придется при этом решать, и поговорим, как сделать так, чтобы в качестве археологических находок служили в будущем все-таки какие-то другие вещи.
Достаточно эффективными устройствами, предназначенными для профилактики квартирных краж и правонарушений, обеспечения безопасности квартиры, подъезда многоэтажки, небольшого офиса или загородного коттеджа, являются переговорно-замочные устройства (аудиодомофоны, именуемые обычно просто домофонами, и видеодомофоны). При всем многообразии областей применения и конструктивных исполнений, основным назначением домофона остается обеспечение возможности переговорить с посетителем, перед тем как открыть дверь. Видеодомофон позволяет также увидеть изображение посетителя на миниатюрном экране монитора. Если включить в состав системы дистанционно управляемый замок, дверь гостям можно открыть простым нажатием кнопки. Некоторые модели домофонов совмещают в себе функцию телевизора и телефона, другие сервисные функции, инфракрасная подсветка позволяет получить изображение в условиях полной темноты, что, наряду с высокими эстетическими характеристиками, позволяет использовать их и для так называемых элитных домов.
Наряду с охранными функциями, переговорно-замочные устройства обеспечивают улучшение санитарного и технического состояния лестничных клеток, сохранение в целостности лифтов и другого оборудования, сокращение потерь тепла и электроэнергии за счет ограничения несанкционированного доступа посторонних. В общем - надежно и удобно.
Однако вспомните, как у вас в подъезде решался вопрос об установке домофона и какой главный аргумент против подобной меры защиты звучал от ваших соседей, особенно пожилого возраста. Вспомнили? Правильно. «Все равно сломают!» Действительно, поломка домофона - явление постоянное. Почему же так получается? Ведь хотели-то, по традиции, как лучше...
Да, конечно, случаи вандализма со стороны населения, особенно подросткового возраста, когда домофон ломают или поджигают просто так, ради самого процесса, без какой-либо цели, что уж тут скрывать, еще встречаются среди нашего несознательного народа.
Но ведь бывает и так, что домофоны выводят из строя сами жители подъезда, оплатившие услуги по установке этого защитного устройства. Какие же причины заставляют людей пойти на это? Попробуем разобраться.
В 70-х годах в г. Москве массово устанавливались системы диспетчерской связи жильцов дома с коммунальными службами, объединенные с кодовыми подъездными замками (система "Мослифт"). Недолгий опыт эксплуатации этой системы выявил наряду с достоинствами, ряд недостатков, приведший, в конце концов, к отказу от ее эксплуатации. Самым явным преимуществом было единообразие используемых средств и централизованная система обслуживания и поддержания работоспособности. Недостатками системы стали слабая вандалозащищенность, невысокая надежность работы и отсутствие возможности индивидуальной переустановки кода замка. Это приводило к тому, что код быстро становился известен окрестному населению.
Попытки установки дешевых аудиодомофонов, производимых в странах Юго-Восточной Азии, предпринимаемые в начале 90-х годов, показали их полную непригодность к эксплуатации в отечественных условиях, с большими температурными перепадами и требованиями крайне высокой вандалозащищенности. Слабым местом применяемых до последнего времени систем инженерной защиты были запирающие устройства, средний срок службы которых не превышал нескольких месяцев. Но самым большим упущением в попытках "домофонизации" стало отсутствие комплексного подхода к решению задачи защиты жилища и офиса, включающие в себя определение
тактики инженерной защиты, грамотного выбора и монтажа средств: домофонов, запирающих устройств, металлических дверей и защитных решеток, а также сопутствующего оборудования (светильники для освещения панелей домофонов и кодовых замков, подставки, крючки для сумок, облегчающие задачу манипуляций с клавиатурой и т. д.), обеспечение постоянного контроля за состоянием средств инженерной защиты, их обслуживание.
К сожалению, зачастую представители фирм, устанавливающих домофоны, преследуют одну цель: установить свое изделие, получить деньги и... И дальше вы о них, скорее всего, больше не услышите. При этом о том, как реально будет домофон эксплуатироваться, насколько он удобен или неудобен для жителей, никто особенно не задумывается, включая самих жителей. Проблемы, ежедневные и поэтому7 особенно раздражающие, начнутся потом.
Непреодолимым препятствием становится дверь подъезда, когда вы возвращаетесь из магазина, при этом обе руки у вас заняты сумками, и еще каким-то образом надо закатить в подъезд детскую коляску. Как помог бы в этом случае небольшой крючок, вбитый в стену рядом с домофоном!
Когда мы говорим о домофонах, которые устанавливаются именно в жилых домах, то подразумеваем, что при этом в подъезде должна быть установлена надежная железная дверь, оснащенная доводчиком и хорошим магнитом. Такая дверь открывается, как правило, достаточно тяжело. А теперь представьте себе, что попасть в подъезд нужно шестилетнему ребенку. Или человеку с ограниченными физическими возможностями, который передвигается в инвалидной коляске. Даже временные физические увечья, например перелом руки, могут привести к тому, что одной рукой набрать код и открыть дверь без посторонней помощи будет невозможно, потому что промежуток времени, в течение которого сигнал с домофона отпирает замок, очень короткий.
Разработчики домофонов постоянно совершенствуют свои изделия, снабжая их как можно большим количеством функций. Это приводит к появлению разнообразных новых моделей. Однако жители далеко не всегда могут воспользоваться всеми этими функциями. Да и вообще иногда разобраться в том, какие кнопки нажимать, чтобы попасть в гости к друзьям, очень сложно. Наверное, в этом случае помогла бы инструкция по пользованию устройством, наподобие той, что мы видим в лифтах. Но часто ли вы видели такую инструкцию рядом с домофоном? Сомневаемся.
А жители первых этажей! Они больше всех страдают, оттого что в подъезде установили домофон, а снабдить металлическую дверь доводчиком при этом забыли. В результате дверь, если ее не прикрыть за собой, будет все время распахнута, или проход каждого посетителя будет сопровождаться громким хлопком. Не дают жителям покоя и подгулявшие прохожие, которые перепутали дом или забыли код и почему-то считают, что в качестве «Сим-Сима» им может послужить окно квартиры на первом этаже, в которое можно просто постучать. Кое-кто, отправившись посреди ночи на прогулку и по возвращении, будучи не в состоянии набрать код, начинает громко призывать своих друзей, оставшихся дома, чтобы те прокричали вожделенные цифры откуда-нибудь с девятого этажа. И тогда просыпается уже весь подъезд.
В некоторых домах жильцы иногда сами ставят себя в безвыходное (или, скорее, " безвходное") положение тем, что установили в подъезде устройство, для открывания которого нет единого кода, а есть только ключ. Они руководствовались благими намерениями. Ведь не секрет, что этот код спустя несколько дней после установки домофона появляется, написанный каким-то доброжелателем, на двери подъезда. Однако при потере ключа попасть в дом в подобной ситуации становиться невозможно.
Бывают и более редкие случаи, которые, тем не менее, приводят к значительным финансовым затратам. Вот один из них. При разгрузке достаточно дорогой современной мягкой мебели, представители магазина повредили ее обивку, когда вносили в подъезд. Хозяева подали в суд на грузчиков. Однако в наше время многие грузчики имеют высшее образование, и даже научные степени. Они переадресовали иск организации, которая устанавливала домофон, а точнее - электромагнитный замок. Дело в том, что при его установке были нарушены строительные нормы и правила, определяющие размеры дверного проема, в результате чего он стал ниже. Транспортировка мебели выполнялась в соответствии с правилами, штатными приспособлениями, которые не были рассчитаны на подобные изменения. Иск был удовлетворен, и монтажная организация выплатила потерпевшей стороне деньги.
Хотелось бы обратить внимание читателей и пользователей домофонов на то, что любое устройство, даже установленное с учетом всех потребностей жителей дома, очень скоро выйдет из строя, если не бу-дет постоянного технического обслуживания.
И, конечно, хотелось бы сказать, что ни одно, даже самое совершенное устройство не сделает наши подъезды чистыми и безопасными, если мы сами не научимся жить в атмосфере взаимоуважения и добрососедства.