6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АСПС
6.1. Контроль соблюдения норм, правил и требований ПБ при эксплуатации АСПС
Методические рекомендации [ 1 ] устанавливают порядок контроля за соблюдением норм, правил и требований пожарной безопасности при эксплуатации АСПС.
6.1.1. Общие положения
Ответственность за организацию эксплуатации АСПС возложена на руководителей объектов, которые защищены средствами пожарной автоматики (36).
В процессе детального обследования АСПС представитель органов ГПС проверяет наличие необходимой технической документации на установку, анализирует ее состояние, проводит внешний осмотр и контроль работоспособности (37).
Требования к эксплуатационной технической документации на АСПС (38).
На каждую АСПС должен быть издан приказ или распоряжение по предприятию (организации), назначающий (38.1):
лицо, ответственное за эксплуатацию установки;
оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок.
Оперативный (дежурный) персонал должен иметь и заполнять «Журнал учета неисправностей установки» (приложение 33) (38.3).
Предприятие, осуществляющее ТО и ремонт АСПС, должно иметь лицензию ГПС МВД на «Монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты».
Допускается проведение ТО и Р специалистами объекта, имеющими соответствующую квалификацию. При этом порядок проведения работ по ТО и Р должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям.
Восстановление работоспособности АСПТ или АСПС после ее срабатывания или отказа не должно превышать (38.4):
для Москвы, С.-Петербурга, административных центров автономных образований в составе Российской Федерации — 6 ч;
для остальных городов и населенных пунктов — 18 ч.
В помещении диспетчерского пункта должна быть инструкция о порядке действия дежурного диспетчера при получении тревожных сигналов (38.6).
6.1.2. Эксплуатационная документация на АСПС
6.1.2.1. Журнал учета неисправностей АСПС
(прил. 33 [1])

|
|
|
|
|
|
|
|

6.2. Требования ГОСТ Р 50776 к эксплуатации и техническому обслуживанию систем
6.2.1. Общие положения
Техническое обслуживание системы, комплекса следует проводить периодически, по установленной форме.
В процессе технического обслуживания следует проверять:
а) состояние монтажа, крепление и внешний вид аппаратуры;
б) срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
в) состояние гибких соединений (переходов);
г) работоспособность основных и резервных источников электропитания;
д) работоспособность световых и звуковых оповещателей;
е)
общую работоспособность системы, комплекса
в целом.
Организация технической диагностики,
обслуживания и ремонта
систем или комплексов объектов всех форм собственности должна соответствовать требованиям ГОСТ 18322, ГОСТ 20911, действующей ведомственной нормативной документации в данной области.
Право проведения данного вида работ предоставляется организациям и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.
6.2.2. Организация технического обслуживания и ремонта
Техническое обслуживание (9.1).
Основными задачами ТО являются (9.1.1):
обеспечение устойчивого функционирования технических средств (ТС) сигнализации;
контроль технического состояния ТС;
выявление и устранение неисправностей и причин ложных тревог, уменьшение их количества;
ликвидация последствий воздействия на ТС климатических, технологических и иных неблагоприятных условий;
анализ и обобщение сведений по результатам выполнения работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО.
Техническое обслуживание может быть плановое (регламентированное) или неплановое (по техническому состоянию) (9.1.2).
Плановое ТО предусматривается для шлейфов сигнализации и для аппаратуры (СПИ, ПКП, сложных извещателей, устройств электропитания). В обязательном порядке проводят проверку общей работоспособности всей системы или комплекса.
Результаты проведения планового ТО следует регистрировать в журнале по установленной форме (9.1.3).
Неплановое ТО проводят при (9.1.4):
поступлении ложных сигналов тревоги с охраняемого объекта;
отказах аппаратуры;
ликвидации последствий неблагоприятных климатических условий, технологических или иных воздействий;
заявке пользователя (собственника охраняемого объекта).
Ремонт технических средств охранной сигнализации (9.2).
В зависимости от характера повреждения или отказа средств охранной сигнализации, трудоемкости ремонтных работ, проводят| следующие виды ремонтов (9.2.1):
текущий и капитальный — для шлейфов сигнализации;
средний и текущий — для аппаратуры.
Текущий ремонт шлейфов сигнализации заключается в замене отдельных вышедших из строя компонентов (извещателей, установочных| элементов, участков соединительных линий) (9.2.2).
Капитальный ремонт шлейфов сигнализации проводят при невоз-можности их дальнейшей эксплуатации или в случае капитального ремонта охраняемого объекта. При этом проводят демонтаж и пол1 замену извещателей, соединительных линий, установочных элементов (9.2.3).
Средний ремонт аппаратуры заключается в частичной или полно ее разборке, восстановлении или замене составных частей (9.2.4).
Текущий ремонт аппаратуры заключается в замене отказавших легкосъемных элементов (9.2.5).
6.2.3. Действия персонала в случае сигнала тревоги
Действия персонала объекта по сигналам тревоги (8) системы, комплекса должны быть регламентированы специальными инструкциями согласованными со службами обеспечения охраны объекта. Инструкций должны включать в себя сведения о том, как персонал должен реагировать какие предпринимать действия, какие использовать средства связи и т.п.
Служебные инструкции, регламентирующие действия персонала объекта (хозоргана, собственника), по сигналам тревоги должны учитывать: тип, значимость и режим работы объекта, характер, значимость места расположении охраняемых ценностей, принятые вид и такт охраны, наличие на объекте людей в период действия системы, комплекса, дислокацию объекта на местности, имеющиеся на объекте средства связи.
Служба реагирования. Взаимодействие служб, обеспечивающих охрану объекта (10).
Пользователи системы, комплекса (собственники охраняемого объекта) должны иметь постоянную связь с организациями и службами, обеспечивающими охрану объекта и безотказное функционирование технических средств системы, комплекса.
Время прибытия на охраняемый объект специалистов по восстановлению работоспособности системы, комплекса при ее отказе не должно превышать 4 ч (за исключением труднодоступных объектов, например находящихся на острове).
В случае невозможности в срок выполнить восстановительные работы, ремонтная служба должна информировать об этом пользователя системы, комплекса.
Порядок взаимодействия пользователя (хозоргана. собственника) со службами, обеспечивающими охрану объекта, выполнение нормативов по организации и несении) охраны, регламентируют действующими законодательными и нормативными актами, ведомственными приказами, служебными инструкциями.
6.2.4. Регистрация служебной информации системы (комплекса)
Любая система, комплекс должна иметь средства регистрации служебной информации (например средства автоматического документирования, журналы) (11).
Паспорт системы, комплекса (11.1). В паспорте системы, комплекса объекта должны быть отражены:
реквизиты пользователя, собственника (хозоргана)—должность, фамилия, имя, отчество, адрес постоянного проживания, домашний телефон, среднее время прибытия на объект из места постоянного проживания, используемый транспорт;
поэтажные, территориальные или иные им подобные фрагментарные схемы расположения и подключения технических средств охранной сигнализации и/или другой аппаратуры (электропитания, освещения, связи, телевидения и т.д.) с указанием типов, мест расположения, количества составных частей, выдаваемых служебных сигналов.
При составлении схем необходимо применять условные обозначения, аббревиатуры с соблюдением конфиденциальности.
Хронология (11.2). При эксплуатации системы, комплекса необходимо вести регистрацию и хронометраж результатов функционирования с указанием причин появления различных служебных сигналов («тревога», «отказ» и т.п.).
Запись результатов
функционирования системы, комплекса должна вестись по установленной форме (в
журналах, регистрационных
листах и т.п.).
Регистрация технических осмотров (регламентных работ) (11.3).
При эксплуатации системы, комплекса следует проводить регистрацию и учет работ по техническому обслуживанию (регламентных работ). Записи, включающие в себя хронометраж и положения раздела 9, а также выявленные недостатки и действия по их устранению должны вестись в специальном документе (журнале).
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту технических средств охранной сигнализации должны, в зависимости от вида охраны (ведомственной принадлежности службы, несущей охрану объекта), вестись и документально оформляться по установленной форме.
Регистрация сигналов тревоги
(11.4). Регистрация
сигналов тревоги, выдаваемых системой,
комплексом, должна вестись в форме записей,
содержащих: дату и время приема
сигнала тревоги, вида сигнала, места его возникновения; хронометраж проведения
мероприятий по реагированию на сигналы.
Регистрация случаев отключения
системы,
комплекса («снятия»
объекта с охраны
техническими средствами) (11.5). Регистрация случаев
отключения системы, комплекса в целом или ее
отдельных фрагментом должна вестись в
форме записей, содержащих: дату и время отключения
указание конкретного технического средства,
вызвавшего отключений и причину
этого, дату и время повторного включения
Пользователь (собственник охраняемого объекта) или его представитель должен подтвердить каждый случай отключения системы, комплекса и его последствия.
Регистрация сигналов по 11.4, 11.5 и действия по ним должны, и зависимости от вида охраны, вестись и документально оформляться по установленной форме